02.02.2015.Мебельные стили. Чиппендейл
Томас Чиппендейл, великий краснодеревщик, гениальный коммерсант
В 50-е годы XVIII века в Англии работает множество мебельных мастерских-мануфактур, больше всего, конечно, в Лондоне. Одной из них была мастерская столяра-краснодеревщика Томаса Чиппендейла (Thomas Chippendale, 1718—1779). Всего лишь «одной из» и далеко не самой крупной. Томас Чиппендейл был сыном резчика по дереву и сам начинал как резчик, но со временем он повысил свою квалификацию до столяра-краснодеревщика. К тридцати годам Томас Чиппендейл всего лишь один из сотен краснодеревщиков Лондона, хотя, надо полагать, не последний. В 1748-м году Томас женится и, похоже, по расчёту, после получения приданого дела его резко идут в гору. Уже через год после свадьбы он открывает собственную мастерскую в Лондоне, а это дело затратное. В мастерской трудится 20 рабочих, Томас сам проектирует мебель, добивается высокого качества своих изделий, но конкуренция высока, фирма набирает обороты довольно медленно. Только в 1752-м году он переезжает на улицу Святого Мартина, где концентрируются лучшие краснодеревщики столицы и несколько расширяет производство. Томас Чиппендейл прекрасный столяр, замечательный дизайнер, умелый руководитель. Наверняка, мебель его мастерской одна из лучших, может быть, даже самая лучшая на Сэнт-Мартин лэйн, но кто об этом знает кроме скольких-то постоянных клиентов?
И тогда Томас Чиппендейл проявляет ещё один свой талант – коммерческий. То, что он совершил в 1754-м году можно назвать революцией в коммерции – он выпускает в свет первый в мире каталог товаров. Полное название этого богато изданного альбома
«Руководство для клиентов и мастеров, содержащее большую коллекцию самых элегантных и удобных конструкций домашней мебели в готическом, китайском и современном вкусе» («The Gentleman and Cabinet-maker's Director. Being a large Collection of the Most Elegant and Useful Designs of Houshold Furniture in Gothic, Chineese and Modern Taste»). Несколько сотен гравюр представляли самые разнообразные наименования мебели и предметы интерьера – стулья и полукресла, столы обеденные, письменные, библиотечные, столы-кабинеты, комоды, бюро, книжные шкафы, сундуки, сундуки с надстройками, софы, кровати, полки подвесные, подставки под канделябры, чайные коробочки, каминные экраны, подносы, полочки-кронштейны для статуэток, футляры для напольных и настольных часов, карнизы для кроватей и окон, жирандоли, рамы для зеркал, декор фронтонов, прямоугольные орнаменты, перила в китайском стиле.
После выхода «Руководства» Томас Чиппендейл стал не просто успешным фабрикантом мебели, он стал самым успешным, самым модным, процветающим мебельным предпринимателем в Англии. Само издание стоило недёшево, но новинку охотно раскупала состоятельная верхушка общества. Заказы посыпались как из рога изобилия. Чиппендейл продавал свою мебель дороже, чем его конкуренты, и всё равно перекрывал их по продажам.
Чиппендейл – стиль, или эпоха?
Многие исследователи говорят о художественном стиле Чиппендейл и для демонстрации приводят несколько иллюстраций из «Руководства». Как правило, это стулья, близкие к стилю королевы Анны. Также упоминают о том, что он всем материалам предпочитал красное дерево – кубинский махагони, которое не нужно было фанеровать, или укрывать лаком, а достаточно было полировать и вощить. При этом забывают, что махагон на тот момент в английском мебельном деле массово использовался уже больше четверти века. А если не полениться и просмотреть весь альбом, то можно с удивлением обнаружить, что в творчестве Томаса Чиппендейла невозможно вычленить некий единый и, тем более, оригинальный стиль. Кстати, сам автор честно предупреждает об этом своих клиентов, он обещает образцы в «готическом, китайском и современном вкусе» и добросовестно приводит варианты дизайна в этих стилях. Да, во всех изделиях чувствуется рука оригинального и большого мастера: и готический, и китайский, и «современный» стили, будучи творчески восприняты великим краснодеревщиком, играют новыми гранями. Но при этом они остаются самими собой даже там, где Чиппендейл их произвольно смешивает. Готические книжные шкафы с прорезными стрельчатыми дверцами он смело венчает рокайльным орнаментом. Стул на характерных для рококо ножках-кабриолях он достаивает готической спинкой. «Китайский вкус», в котором выполнены бюро, носит явный отпечаток стиля Людовика XV.
В «Руководстве» можно найти изделия в стиле королевы Анны, рококо, шинуазри, неоготики, а также предметы, совмещающие два каких-нибудь стиля. Термин, который приходит в голову после изучения творчества Томаса Чиппендейла – эклектика. Мастер не ставил перед собой задачу создания нового стиля, его задачей было удовлетворить спрос богатых клиентов. Безусловно, он превосходно знал все оттенки вкуса своих покупателей и, если вкусы эти были эклектичны, то и каталог предлагал товар на любой вкус.
Творчество Томаса Чиппендейла потому и имело громадный коммерческий успех, что оно соответствовало запросам времени.
А время было бурное и особенно в Англии. Уже изобретён механический челнок, и английские ткачи, собранные добровольно-принудительно в сельские мануфактуры, заполняют шерстяными и хлопчатобумажными тканями мировой рынок. В рудниках уже работают паровые машины Севери и Ньюкомена, до запуска машины Уатта всего 10 лет. Столько же – до пуска механической прялки «Дженни», 15 лет до строительства первой ткацкой фабрики. Остальные отрасли английской промышленности тянутся за текстильной, английский промышленный капитал уверенно переигрывает голландский товарный; после Аахенского мира Голландия больше не конкурент; Англия семимильными шагами движется к великой колониальной империи. Из колоний возвращаются набобы – чиновники и предприниматели, сумасшедше разбогатевшие на хлопковых и тростниковых плантациях, на торговле рабами. Пройдёт 3 года после выхода «Руководства», и победой у Плесси Англия окончательно утвердится в Бенгалии. На самих островах формально власть находится в руках у короля Георга II и высшего дворянства, но реальную, финансовую власть держит промышленная буржуазия и делиться ею не намерена. Капиталист, делец XVIII века – это авантюрная личность, бывавшая и в Европе, и в Вест-Индии, и в Китае, и в Ост-Индии. Так что неудивительно, что клиенты Томаса Чиппендейла проявляют столь разнообразные вкусы: кто-то увлёкся роскошным и напыщенным стилем двора Людовика XV, кому-то по душе изящная и таинственная китайщина, многим нравится ставший классическим стиль королевы Анны, а для кого-то нет ничего дороже чем старая добрая тюдоровская готика. И все могут найти у Томаса Чиппендейла мебель по своему вкусу. Можно сказать, что Чиппендейл предвосхитил буржуазную эклектику XIX века, кто-то скажет, что именно он-то её и создал, но, наверное, точнее всего будет сказать, что этот великий краснодеревщик и коммерсант на заре капитализма почувствовал нюансы буржуазного спроса и отразил их в своём опусе-каталоге.
Тем более, что в своей мастерской он ввёл вполне капиталистические формы производства, в частности, чёткое разделение труда и размещение заказов у субподрядчиков. По тем временам производство было крупным – до 50 рабочих высочайшей квалификации и узкой специализации, что позволяло добиваться недосягаемого для конкурентов уровня качества.
Чиппендейл дважды переиздавал «Руководство» - в 1755-м и в 1762-м годах. Каждый раз издание перерабатывалось и дополнялось, что свидетельствует о том, что мастер не стремился утвердить некий стиль мебельного искусства, а внимательно отслеживал спрос и проявлял творческую и коммерческую гибкость. Об этом говорит и то, что начиная с 60-х годов он всё больше отходит от эстетики рококо в пользу зарождающегося нового стиля – классицизма.
В любом случае все три издания «Руководства» оказали огромное влияние на стиль английской мебели всей второй половины XVIII века. Во множестве мастерских как Старого, так и Нового света производилась мебель по образцам, представленным в «Руководстве». И, если сложно говорить о стиле Томаса Чиппендейла, то об эпохе можно говорить смело.
Чиппендейл в современном интерьере
Мебель, изготовленная в мастерской Томаса Чиппендейла была столь высокого качества, что сохранившиеся до наших дней образцы зачастую выглядят как новые и могут служить ещё долгие годы. Но, увы, один чиппендейловский стул может стоить дороже квартиры в Москве, что уж говорить о комоде, письменном столе, или книжном шкафе! Так что обставить интерьер мебелью, изготовленной в мастерской Чиппендейла не всем по карману. Но для тех, кто впечатлился «Руководством для клиентов и мастеров» есть и радостные вести. Начиная с 1754-го года и по сегодня не переводятся краснодеревщики, вдохновляющиеся эскизами Томаса Чиппендейла, так что образцы мебели под Чиппендейла на рынке не переводятся. Продукция не дешёвая, особенно с учётом того, что красное дерево только дорожает, но уже можно поприцениваться.
Безусловно, любой предмет мебели под Чиппендейла, особенно качественно сделанный, станет украшением интерьера. Но всё же наилучшим решением будет заказ комплекта, выполненного в едином стиле. И в этом случае следует ориентироваться на примечания самого Чиппендейла, данные на каждой странице каталога – в большинстве случаев автор указывает стиль образца. К стульям в стиле королевы Анны подойдёт обеденный стол шинуазри. С комодом рококо будут прекрасно сочетаться рокайльные кронштейны-полочки под статуэтки, подставки под канделябры, вычурные жирандоли и «китайские» каминные экраны. Сервант и подвесные полки в китайском вкусе удачно дополнит зеркало в раме рококо. По каталогу Чиппендейла можно великолепно оформить библиотеку в готическом стиле – книжный шкаф, письменный стол или специальный библиотечный, стул с позднеготической прорезной спинкой и напольные часы в резном корпусе.
Вообще рококо сочетается с шинуазри, стиль королевы Анны и с тем и с другим, а также с готикой. Смешивать же готику с рококо и китайщиной рискованно – один из стилей будет непременно «забивать» другой. Чтобы вводить рокайльные элементы декора в оформление готического шкафа нужно быть Томасом Чиппендейлом.