+7(968)886 68 99
+7(966)049 71 33
+7(926)249 05 55
e-mail: hemis@yandex.ru

14.11.2014.Интерьер в китайском стиле. История

Если сегодня у кого-нибудь возникнет желание обустроить интерьер в китайском стиле, то, казалось бы, нет проблем: как в бумажных, так и в интернет СМИ на каждом шагу обнаруживаются рекомендации по «китаизации» своего жилья. Но если не ограничиться одним источником, а, не поленившись, изучить два, три, или пять, то внимательный читатель может прийти в недоумение: очень уж разные, порой противоположные советы дают «специалисты» по китайскому интерьеру. Так, одни журналы настаивают на том, что китайское жилище обязано обставляться со всевозможной роскошью, другие уверяют, что только аскетизм и может быть признан подлинно китайским стилем. Большой разброс наблюдается и в рекомендациях по цветовому решению. И, конечно же, практически все «добрые советчики» безапелляционно заявляют: «главное, всё должно делаться по фэн-шуй!» Но конкретных рекомендаций по расстановке мебели при этом давать избегают. Это и понятно: фэн-шуй – не такая простая наука, чтобы советовать, её сперва изучить нужно, так не проще ли ткнуть доверчивого читателя носом в его «неграмотность»?

Не будучи профессиональным китаистом, автор всё же постарается внести ясность в вопрос о китайском интерьере. Начать наше маленькое исследование лучше всего с истории.

Впервые в Европе мода на всё китайское возникла в XVIII веке, когда голландские и французские мореплаватели начали массово ввозить китайские товары. Торговля с Китаем шла и в XVII веке, уже тогда дворцовые гостиные украшались редким и невероятно дорогим китайским фарфором, но тогда ещё предметы интерьера из Поднебесной были экзотикой. В самом начале века XVIII немецкие мастера «переоткрыли» способ получения и обжига фарфора, на территории Германии были обнаружены залежи каолина – белой глины, и на рынке появился европейский «китайский» фарфор и фаянс. Начали, разумеется, с подделок под фарфор поздней Мин и ранней Цин, то есть, с современного тогдашним европейцам китайского фарфора. Потом появятся и европейские сорта фарфора, и западные фарфоровые стили, но тогда, подражая гончарам из Поднебесной, фарфор и фаянс покрывали многослойной свинцовой глазурью и расписывали кобальтовой синью. Именно тогда этот стиль приняла испанская керамика Азулежу, Делфтский фарфор в Нидерландах и… русская Гжель в Бронницком уезде Московской губернии. Правда, в Россию китайские изделия шли не морем, а по «Великому чайному пути» - через Кяхту, Иркутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Ирбит.

Поступала в Европу и китайская мебель, отличающаяся уникальными свойствами – ажурностью и лёгкостью, поскольку изготавливалась из бамбука. Надо ли говорить, что дворцы и замки европейских вельмож украшались также китайскими статуэтками и рисунками, посудой, украшенной перегородчатой эмалью и вырезанной из нефрита. Влияние китайского стиля было столь велико, что во Франции и Голландии заметно изменились формы архитектурного и интерьерного декора, монументальное барокко превратилось в изящное и прихотливо-капризное рококо. Рококо нельзя назвать китайским стилем, это удивительный сплав китайской тонкой ажурности и европейской томной продуманной небрежности.

Можно сказать, что с тех пор мода на китайское декоративно-прикладное искусство и архитектуру никогда не проходила. Она знала взлёты и падения, но поклонники изделий китайских мастеров не переводились.

В XVIII веке всё было относительно просто – всю торговлю с Европой начиная с 1757 года император Айсиньгёро Хунли разрешал вести только через порт Гуанчжоу, или, как его назвали европейцы, Кантон. Велась целенаправленная политика закрытия Китая. Так, даже в Гуанчжоу европейцам запрещалось селиться в черте города и учить китайский язык. Подданные же богдыхана, осмелившиеся учить западных варваров родному языку, подлежали смертной казни. Таким образом, все представления о Китае, об архитектуре и вообще культуре этой огромной страны, у французов, голландцев, англичан складывались исключительно из представлений о городе Гуанчжоу. Такие драгоценные товары как чай и пряности, фарфор и шёлк поступали в Гуанчжоу из разных районов Китая. А вот ценные породы древесины и изделия из них, та же мебель, в Европу поставлялись преимущественно из прибрежной провинции Гуандун, центром которой и является Гуанчжоу.

А ведь именно в XVIII веке Китай невероятно расширил свои границы: были завоёваны Тибет, Джунгария, Кашгария, размеры Поднебесной империи приблизились к нынешним. Тогдашний Пекин, закрытый для европейцев, значительно превосходил тот же Париж и по численности населения, и по площади, и по роскоши императорского дворца.

Сегодня Китай третья в мире по площади и первая по численности населения страна. Китай объединяет 22 провинции, 5 автономных районов, 4 муниципальных и 2 специальных административных района. В стране живёт несколько десятков народностей – ханьцы, чжуаны, манчжуры, хуэйцы, мяо, уйгуры, туцзя, и, монголы, тибетцы, буи и множество других. В стране говорят почти на трёхстах языках и множестве диалектов основного, ханьского языка. Территорию Китая пересекают тропический, субтропический и умеренный климатические пояса. Есть горные и полупустынные районы, долины великих рек, влажные джунгли и сухие степи. Демографы делят население КНР на 10 социальных слоёв – от государственных деятелей, высших менеджеров и крупных предпринимателей до рабочих, крестьян и безработных. Что и говорить про социальную дифференциацию имперского периода, когда, например, стол богдыхана принципиально отличался от стола даже высшей знати. При этом сам император не имел права даже попробовать блюда народной кухни! И уж, разумеется, архитектура и убранство дворцов кардинально отличались от форм и интерьера не только хижин, но домов зажиточных слоёв населения. Вспомним также, что официальный, императорский стиль декоративно-прикладных искусств менялся от династии к династии и даже от императора к императору.

Можем ли мы при такой пестроте факторов говорить о едином китайском стиле? Безусловно, нет. Поэтому при употреблении таких словосочетаний как «китайский стиль», «китайское искусство», «китайский фарфор», «китайская мебель» и «китайский интерьер» необходимо уточнять эпоху, социальный статус и историческую область Китая, к которым будут относиться стиль, интерьер, мебель и другие предметы убранства.

Другое дело, если мы будем говорить не о стиле, а о стилизации интерьера «под Китай», здесь мы вправе смешать Цинь и Цин, хижины и дворцы, Гуйчжоу и Ляонин. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Яндекс.Метрика