ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
+7(968)886 68 99
+7(966)049 71 33
+7(926)249 05 55
e-mail: hemis@yandex.ru

06.11.2014.Мебельные стили. Барокко

Государственный стиль короля-солнце

 

К рубежу XVI и XVII веков Ренессанс как направление в искусстве исчерпал себя, выродившись в маньеризм. Европа родила новый собственный стиль, впоследствии названный барокко. Можно сказать, что барокко было и развитием маньеризма, и выходом из него. От предыдущего стиля барокко унаследовало гипертрофированную пластичность, острую динамичность, напряжённость и декоративность. Но поверхностная чувственность маньеризма уступила место глубоким чувствам, отражённым в произведениях художников и музыкантов барокко. С искусствоведческой точки зрения переход не был резким ни в области чистого искусства, ни в области декоративно-прикладного. И по сей день специалисты спорят о многих произведениях архитектуры и живописи: какие из них всё ещё принадлежат ренессансу-маньеризму, а которые уже можно причислять к эпохе барокко. Такого рода дебаты можно назвать «спорами о завитках»: в самом деле, барокко заимствует у Ренессанса весь арсенал декоративных раковин и завитков: картуши, волюты, рольверки, ормушли, делая их ещё причудливее и собирая такого рода элементы в сложные композиции. Сколько волют и ормушлей должно приходиться на квадратный метр архитектурного фасада, чтобы здание было причислено к стилю барокко? Есть ли смысл в такого рода вопросах? На наш взгляд нет.

В то же время можно выделить весьма существенные отличия, чётко разграничивающие две эпохи европейского искусства, характерные признаки нового стиля, которые отсутствовали у старого. Это тем более важно, что вся культура Западной Европы может быть поделена на два больших отрезка – добарочный и начинающийся именно с эпохи барокко. Всё, что существует в материальной культуре Европы сейчас, было заложено как раз в те удивительные полторы сотни лет царствования барокко. И эти признаки, эти отличия нам придётся искать не в изысках художников и ремесленников, а в общественно-экономических отношениях.

Что же изменилось в этих отношениях?

В средние века рост производительных сил был нескорым, но на протяжении столетий делался вполне ощутимым. Начиная с XV века можно говорить о ранней, допаровой индустриализации в Европе. Повсеместно проводятся так называемые «огораживания», идёт целенаправленное обезземеливание крестьянства с целью оттока рабочих рук в города, где вчерашние землепашцы и овцеводы пополняют армию наёмных рабочих. По всей Европе растёт мануфактурное производство. На смену ручному труду приходит повсеместное использование энергии рек. Это ещё не революция паровых машин, но производство тех же пиломатериалов, тканей, керамических и стеклянных изделий становится близким к массовому. Мануфактуры приходят на смену цехам. Если мастер-цеховик высочайшей квалификации (для аттестации на звание мастера он должен был представить цеху «шедевр» - уникальное творение) изготавливал некий предмет мебели в одиночку, что могло занимать месяцы кропотливой работы, то теперь мануфактурный мастер в основном руководит слаженной работой большого числа рабочих более низкого разряда. Каждый рабочий имеет хорошие навыки в какой-нибудь одной операции, то есть, происходит разделение труда. И если в XV веке каждый стул для покоев того или иного вельможи создавался индивидуально, был уникальным произведением, то теперь мануфактура производит целый комплект одинаковых стульев для оформления интерьера богатой гостиной.

Возможность привлекать для решения той или иной художественной задачи большое число исполнителей разной квалификации позволило мастерам эпохи барокко создавать не отдельные произведения архитектуры или интерьера, а целые единые концептуальные ансамбли.

Смену художественных эпох следует рассматривать также и на фоне исторических реалий. Законодатель мод Ренессанса, Италия, утрачивает мощь, на Апеннинском полуострове хозяйничают испанцы и голландцы. Самое мощное государство Западной Европы теперь Франция, в 1643-м году на её престол восходит Людовик XIV, Король-Солнце, который будет править 72 года. Новые веяния идут из Парижа, В XVII веке не Риму или Милану, а Парижу подражают все дворы Европы.

Франция, Испания, Англия, Голландия владеют огромными заморскими колониями, откуда в Европу поступают экзотическое сырьё для промышленности – шёлк, ценные породы древесины. Так, на протяжении XVI-XVII веков почти вся французская мебель для знати делается из колониального ореха, в её декорировании широко используется эбеновое дерево, привозимое с островов Индийского океана.

Феодальную раздробленность сменяет абсолютизм, французы платят всё более высокие налоги, укрепляя королевскую власть. Королю мало того, что «государство – это он», король жаждет и внешних, видимых атрибутов своей абсолютной власти. В 1661-м году начинается строительство Версаля.

Чтобы понять, что такое барокко, достаточно увидеть Версаль, кто видел Версаль, знает, что такое барокко.

Если попытаться в каждой эпохе выделить личность, которая максимально отражала бы саму суть своего времени, то для Ренессанса это будет Леонардо – художник и авантюрист, гуманист и инженер. Дух барокко полнее всего отражается в биографии Жана-Батиста Кольбера – министра финансов Людовика XIV, строителя Версаля. Только перечисление должностей Кольбера, которые он исполнял одновременно, максимально точно характеризует то удивительное время: суперинтендант финансов, сюринтендант торговли, королевских построек, изящных искусств и фабрик. При его покровительстве основаны Академия надписей и литературы, Королевские академии наук, музыки и архитектуры. Версаль как явление стал возможным при полном взаимодействии изящных и прикладных искусств с промышленностью и финансами. Это взаимодействие и породило барокко как новое самоощущение Европы.

Именно политическая и экономическая обстановка в Европе, и в первую очередь во Франции XVI века определяет ансамблевость всех искусств барокко. Музыкантов-одиночек вытесняют первые оркестры, рождается жанр оперы, приходящей к кульминации в операх-балетах Жана Филиппа Рамо, придворного композитора Людовика XV. В этих действах позднего барокко участвуют десятки исполнителей – как танцоров, так и вокалистов, сотни рабочих трудятся над декорациями и театральными машинами, публика поражена не только музыкой и танцами, но и роскошью костюмов.

Для нашего исследования интересно будет отметить трансформацию музыкальных инструментов в той поры. Нехитрый народный инструмент чембало, превращается сначала в клавичембало, а затем и в клавесин – инструмент, снабжённый сложной механикой, выполненный из ценных пород древесины, несущий помимо музыкальной также и функцию украшения интерьера.

Высшего развития достигает ландшафтный дизайн. Разбиваются первые парки – прирученные декоративные леса. Парково-архитектурному ансамблю Версаля вторят ансамбли королевских и царских резиденций других стран – Шёнбрунн в Австрии, Сан-Суси в Потсдаме, и, разумеется, наши Петергоф и Гатчина. Чтобы понять отличие условного архитектурного ансамбля эпохи возрождения и концептуального барочного ансамбля достаточно сравнить ансамбли Московского Кремля и Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Соборы и башни Кремля, будучи жемчужинами каждая сама по себе, не являются продолжением друг друга, воспринимаются как россыпь драгоценностей разной окраски и огранки. Здания Дворцовой площади подчинены строгой симметрии, образуют единое стилистическое и геометрическое целое.

 

Интерьер в стиле барокко

 

Говорить о мебели эпохи барокко невозможно в отрыве от интерьера того времени. Не будем забывать о том, что смены стилей европейского искусства нисколько не коснулись интерьера хижин, обустроенных исключительно утилитарной мебелью. Стили – прерогатива дворцов. И XVII век даёт небывалый урожай дворцовых ансамблей. Каждый вельможа-владелец дворца стремится подчеркнуть свою значимость как с помощью архитектуры, так и посредством интерьера. Убранство залы подчиняется единому замыслу и включает в себя оформление пола, стен, потолка, окон и, разумеется, мебель.

Для барокко характерны мраморные полы, также развитие получает инкрустированный паркет. Стены украшаются гобеленами или буазери – изящными резными деревянными панелями. Предпочтение делается сводчатым расписным потолкам, функция которых создать иллюзию открытого пространства, расширить зрительные габариты помещения. В едином стиле выполняются окна и рамы зеркал; зеркала, расположенные напротив окон, усиливают эффект «раздвинутых стен». Рамы зеркал и потолочные карнизы изготавливаются из лепнины стукко – искусственного мрамора, часто золотятся. Все элементы внешнего оформления зданий повторяются и в интерьере. В первую очередь это столь характерные для стиля барокко завитки – волюты, картуши, рольверки.

Все эти элементы присутствуют и в мебели в виде резьбы по дереву. Плоскостей и прямых линий практически нет – царствует изгиб, либо плавный, либо напряжённый. Корпусная мебель непременно украшается раскрепованными карнизами, разорванными фронтонами, балюстрадами. Для орнамента характерны акантовый лист, пальметта, гирлянда, плоскости украшены трельяжами, маскеронами. Именно в эпоху барокко мягкая мебель становится собственно мягкой – развитие ткачества, механизация производства гобеленов позволяют делать мягкую обивку кресел, канапе, шезлонгов, кушеток, банкеток. Деревянные части мягкой мебели покрываются сплошным резным узором, приобретают причудливые формы. В то же время впервые мебель для сидения становится подлинно комфортной: применяются высокие мягкие спинки с подголовниками, места для сидения становятся шире и глубже – к этому вынуждают пышные костюмы эпохи.

Получают широкое распространение бюро и шкафы-бюро – письменные столы с выдвижными ящиками и обитой сукном столешницей. Шкаф-бюро имеет надстройку с дверцами, которые скрывают декорированные ящички. На смену сундукам приходят комоды с большими выдвижными ящиками. Интерьер гостиных непременно украшается столами-консолями и декоративными столиками, устанавливаемыми в межоконных и межзеркальных проёмах. Такие столики выполняют чисто декоративную функцию – служат подставками для статуэток и фарфоровых ваз.

Кровати в дворцовых спальнях размещаются в альковах, отгороженных от основного объёма помещения балюстрадой. В убранстве кровати важнейшую роль играют шёлковые и атласные покрывала и накидки, порой полностью скрывающие деревянную часть. Балдахины со съёмными занавесями декорируются ламбрекенами.

Технологически мебель эпохи барокко достигает совершенства – мастерам уже известны все методы вязки деревянных частей, фанеровка ценными породами древесины, резьба любой сложности, инкрустация металлом, рогом, черепаховым панцирем.

 

Барокко в современном интерьере

 

Сегодня мебельная промышленность широко использует в оформлении мебели декоративные элементы, характерные для эпохи барокко. При этом оформление интерьера в стиле барокко – задача не из лёгких. Перегруженные барочным декором предметы мебели, будучи втиснуты в небольшое помещение, не создадут впечатление роскоши, а превратят комнату в подобие склада старинной мебели. Декор барокко создавался в расчёте на дворцовые залы, а не на малогабаритные квартиры. Барокко, будучи стилем концептуальным, не терпит эклектики – соседства с другими, особенно далёкими стилями – хай-теком, модерном, ампиром, готикой. Допустимо сочетание с близким по духу рококо и предшественником – маньеризмом. Но самое главное, что необходимо помнить, берясь за оформление интерьеров в стиле барокко – это об ансамблевости. Выполненную в едином стиле мебель обязаны дополнять декор стен шпалерами или буазери, покрытие пола мрамором или инкрустированным паркетом, оформление расписного потолка карнизами с лепниной стукко. При всей присущей ему комфортности барокко – стиль не функциональный, а роскошный; насколько дико будет смотреться тесный рабочий кабинет, декорированный по всем барочным канонам, настолько великолепно будет смотреться просторная зала, предназначенная для увеселений.
Яндекс.Метрика