+7(968)886 68 99
+7(966)049 71 33
+7(926)249 05 55
e-mail: hemis@yandex.ru

13.10.2014.Мебельные стили. Романский стиль

История стиля

 

Период европейской истории с VI-го по X-й век принято называть «тёмными веками». Но не все историки согласны с таким мрачным термином. Действительно, в V-м веке прекратила своё существование Западная Римская империя, античная культура канула в небытие. Правда и то, что в этот период в Европе не свершались научные открытия и не возникали новые направления в искусстве. Но дело в том, что тогдашним европейцам было не до наук и искусств. До VII-го века шло Великое переселение народов, остатки римлян и романизированных кельтов как в плавильном котле смешивались с пришлыми варварами – германцами, славянами. В этом этническом горниле выплавлялись молодые европейские нации – французы, немцы, итальянцы. С Востока нарождающимся государствам угрожала великая Византия, с Запада – продвигающиеся по Пиренейскому полуострову мавры. Вся архитектура «Тёмных веков» - это неприступные замки, жить в которых было неуютно, зато их можно было успешно оборонять. Убранство замков тоже не блистало изысканностью -  на земляных и каменных полах стояли грубые столы и лавки, очаги располагались по центру помещений, дым уходил через отверстие в крыше. Под стать быту царили и нравы, обычным занятием была война, города и сельские угодья приходили в запустение.

Но у необустроенных очагов рождались легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, в монастырях писались философские трактаты, в народной среде сочинялись сказки о драконах и единорогах, из уст в уста передавались эпосы о Рональде и Нибелунгах. И вот уже начиная с VIII-го века историки отмечают развитие ремёсел достаточное для того, чтобы в Западной Европе сформировался относительно самостоятельный художественный стиль, который принято называть романским. Так что, пожалуй, не такими уж тёмными были «Тёмные века»…

Основные элементы романского стиля (от «Roma» - Рим) заимствовались из могучей и процветающей Византии – «Второго Рима», дополняясь местными особенностями. Романская архитектура проявила себя в первую очередь в городах, где правили тогда епископы (короли и герцоги преимущественно обитали в латифундиях – загородных временных резиденциях). Амбициозные иерархи уже не довольствовались перестроенными римскими храмами и деревянными церквушками, они начинали возведение новых, оригинальных храмовых сооружений. Технологии того времени диктовали конструкцию храмов. Просторное помещение должно было перекрываться куполом, который могли выдержать только массивные стены. Окна прорубались небольшие, чтобы не ослабить стен, и укреплённые полукруглыми арками. Форма построек была простой и монументальной.

 

Мебель романского периода

 

Подобно архитектуре изготавливалась и мебель. Первейшее требование – функциональность стояло во главе угла. Основными инструментами столяра оставались топор и пила, что обуславливало конструкцию столов, лавок, сундуков, - все они выполнялись из довольно грубых досок. В качестве крепления использовались металлические накладки, которые вскоре стали делать фигурными. Основной предмет европейской мебели в конце первого тысячелетия – окованный сундук, служивший и для хранения вещей, и для сидения, и для сна. Со временем у сундуков появляются спинки, а их поверхность покрывается несложной резьбой. К концу первого тысячелетия европейские мастера уже производят резные стулья, шкафы, которые представляют собой вертикально поставленные сундуки.

К началу второго тысячелетия развитие ремёсел позволяет представителям светской и церковной знати заказывать предметы мебели, несущие не только функциональную, но и декоративную нагрузку. Большое внимание уделяется тронам – парадным креслам королей, герцогов, епископов. Низкий уровень развития ткачества заставляет обходиться без обивки, но резчики по дереву XI-XII-го веков оставили после себя подлинные произведения мебельного искусства. Стулья, кресла и троны романского стиля в основе формы имеют прямоугольник – простейшую фигуру. Стул с подлокотниками становится креслом, с подставкой для ног – троном. Каждый дополнительный элемент, повышающий комфортность изделия,  стоит денег и поэтому подчёркивает статус хозяина. Так, в кресло имеет право садиться только глава дома, а трон (подставка не даёт мёрзнуть ногам на каменном полу) может занять только монарх или епископ.

Шкафы той эпохи не поражают воображение ни сложностью форм, ни изяществом. Это всё те же «вертикальные сундуки», толстые доски которых связываются между собой металлическими накладками. В поздний период в шкафах повторяются архитектурные элементы – ложные арки, розетки и т. п.

Кровати эпохи романского стиля представляют собой рамчатые конструкции с дощатыми настилами, на которые укладывают тюфяки. Нарушение торговых связей, феодальная раздробленность отрезали европейских стекольщиков от средиземноморской соды, стекло слишком дорого и редко, чтобы даже очень знатные особы могли себе позволить застекление окон. Окна в спальнях маленькие, забранные решётками. Поэтому кровати изготавливаются как дом в доме – с высокой задней, а иногда и передней спинкой, на которые натягивается полог.

Столы и лавки практически лишены украшений и мало отличаются от  крестьянских столов и лавок более поздних эпох.

 

Романский стиль в современном интерьере.

 

В современном интерьере романский стиль не играет самостоятельной роли. Конструкции мебели просты, их можно обнаружить в крестьянской мебели более поздних веков. Основное достоинство – оригинальная резьба по дереву, сочетающая элементы византийского стиля и варварских стилей юных европейских народов. Мебель, имитирующая романский стиль не производится промышленностью, но может быть изготовлена мастерами-кустарями.
Яндекс.Метрика